Печать

6 февраля в соответствии с планом работы кафедры «Теория и методика начального и дошкольного образования» и календарно-тематическим планированием по дисциплине «Вариативные программы и УМК по математике» для студентов группы ПНК-41з заочной формы обучения состоялся лекционно-практический семинар «Математическое образование младших школьников в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». В работе семинара приняли участие учитель Краевого центра образования, руководитель методического объединения учителей начальной школы, работающих по  развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Наталья Сергеевна Чувашова,  преподаватель колледжа, к.п.н. Галина Владимировна Хорева и студенты выпускной группы, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Цель семинара: ознакомление и изучение особенностей методического подхода к обучению математике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,  логики развертывания начального курса математики в этой системе и ее влияния на получение качественных предметных, метапредметных и личностных результатов; поддержка студентов в процессе освоения профессии.

 

 

В теоретической части семинара были раскрыты особенности программы и подхода к обучению младших школьников математике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и особенности методического аппарата учебников по математике автора Э.И. Александровой. Вниманию студентов были предложены: видеоурок в 3 классе «Сложение многозначных чисел», проведенный Н.С. Чувашовой, и видеофрагменты урока в 1 классе по теме «Измерение величин: поиск новой мерки измерения» в классе Н.Л. Табачниковой.

Наблюдая события видеоуроков, была замечательная возможность остановить урок в любой интересующей точке. Студенты запрашивали эти паузы, задавали возникшие «здесь и сейчас» вопросы, кратко делились собственными наблюдениями, интенсивно реагировали на происходящее. Студенты наблюдали, как точны были педагогические действия учителя, как дети анализируют и открывают для себя общее основание умножения многозначных чисел, и то, что им для такого умножения будет неважно, сколько знаков в числах-множителях. Практически учащиеся построили алгоритм выполнения действия умножения многозначных чисел, который отличается от привычного!

В анализе и комментариях к видеоуроку и фрагментам подробно рассматривались содержание и те способы, методы, приемы работы учителя, которые структурируют учебные действия детей, и через которые учитель решает задачу – обеспечить формирование у детей новых средств и способов мышления и действия. Основное внимание студентов Н.С. Чувашова и Г.В. Хорева сосредоточили на тех моментах, которые позволяют учителю оценить, как дети понимают учебное содержание в каждый момент урока и оценивают свои возможности действовать в новой ситуации через сравнение действий учащихся в начале урока и в его конце.

Многочисленные вопросы, интересующие студентов, ответы на них и обсуждение, по сути, явились тренингом выпускников их собственной компетенции в понимании детской логики предметного содержания, а также методических особенностей в обучении математике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  Обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями, фиксировались студентами и брались на заметку в рамках самоанализа готовности к профессиональной деятельности по обучению младших школьников.

Основной итог лекционно-практического семинара подвели студенты, заявив, что главным отличием подхода к обучению математике в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова является его содержание. Что эта система обучения – не отдельные уроки, которые можно провести как проблемные, а целостная система специально отобранных и выстроенных в жесткой логической последовательности учебных задач, каждая из которых направлена на открытие общего способа действий.

Деятельность кафедры, руководителем которой является И.Г. Кальницкая, направлена на обеспечение возможности  качественной практической подготовки студентов, что обеспечивается созданной эффективной коммуникационной системой  на основе сетевого взаимодействия организаций.

Г.В. Хорева, к.п.н., преподаватель математических дисциплин КГБ ПОУ ХПК