Печать

 Готовим педагогов для системы образования будущего

Сегодня профессионализм учителя должен отвечать требованиям времени и будущим вызовам социально-экономического развития региона и всей страны. Выполняя поставленные государством задачи, правительство Хабаровского края уделяет повышенное внимание обеспеченности системы образования квалифицированными педагогическими кадрами.
В отрасли «Образование» Хабаровского края занято около 23 тысяч педагогических работников и представителей профессорско-преподавательского состава, из них 9 тысяч учителей.
На сегодняшний день на территории края профессиональную подготовку специалистов в области педагогики и психологии осуществляют четыре образовательные организации высшего образования и три среднего профессионального образования. Это Тихоокеанский госуниверситет, Амурский гуманитарно-педагогический госуниверситет, академия физической культуры, институт культуры, Хабаровский педагогический колледж, Чегдомынский горно-технологический техникум, Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум.
Ежегодно педагогический корпус края пополняется более чем 300 молодыми специалистами. Их закрепляемость возрастает и на сегодняшний день составляет 81%.
За последние три года отток квалифицированных специалистов из сферы образования в другие отрасли снизился более чем в 2 раза. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет увеличилась и составила 23%.
Привлечению молодых специалистов в отрасль способствует сформированная система мер социальной поддержки. Осуществляется выплата подъемных в объеме четырех окладов. В течение первых трех лет работы выплачивается повышающий коэффициент в размере 35%. Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, производится компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии, установлен повышающий коэффициент в 25%. Реализуются меры по предоставлению сберегательного капитала и образовательного кредита.
В настоящее время в системе российского образования происходят существенные изменения, которые повышают традиционные и создают новые требования к качеству подготовки специалистов, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.
Утвержден кодекс этики педагога, с 1 января 2017 года вступят в действие профессиональные стандарты в сфере образования. Поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования. Установлены специальные требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Утверждены концепции математического и филологического образования, принят историко-культурный стандарт. До 2020 года планируется создать концепции по каждому предмету.
Международные стандарты, на которых строится движение WorldSkills, требуют пересмотра стандартов профессионального образования, корректировки программ и характера взаимодействия с работодателями.
Обновленное содержание образования задает систему принципиально новых требований к компетенциям современного педагога. Основным приоритетом в подготовке современного учителя становится непрерывность, преемственность и конкурентоспособность.
Для решения новых задач в крае разработан комплекс мер по развитию кадрового ресурса отрасли образования на 2016-2020 годы, который прошел широкое общественное обсуждение и принят по итогам расширенного заседания правительства края в ноябре 2015 года.
Одним из приоритетов нового комплекса является разработка и реализация кластерной модели подготовки педагогических кадров. Это позволит объединить и направить все усилия для непрерывной подготовки квалифицированных специалистов, отвечающих профессиональному стандарту педагога, с обязательным закреплением в профессии на территории Хабаровского края.
Ведущую роль в формировании кластерной модели взял на себя Координационный совет по модернизации педагогического образования, созданный при министерстве образования и науки края. Базовым учреждением педагогического образовательного кластера определен Хабаровский педагогический колледж.
Разработан и реализуется проект «Педкластер27», заключены договоры о сетевом взаимодействии между образовательными организациями, вошедшими в кластер, а это - вузы и колледжи края, осуществляющие подготовку педагогических кадров, Хабаровский краевой институт развития образования и институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, Краевой центр образования, инновационные общеобразовательные организации.
В рамках кластера Хабаровский педагогический колледж совместно с Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом приступил к реализации модели прикладного бакалавриата. Это позволит выпускникам колледжа продолжить обучение в вузе по «сокращенной» программе и получить возможность совмещать учебу с работой в образовательной организации.
В январе состоялась олимпиада профессионального мастерства «Методический олимп». Организаторами стали Краевой центр образования, Хабаровский педагогический колледж, Педагогический институт ТОГУ.
В рамках сетевого взаимодействия каждый участник взял на себя определенные обязательства. Хабаровский педагогический колледж выступил разработчиком положения конкурса, заданий, на базе учреждения также прошел отборочный тур олимпиады. Краевой центр образования предоставил материальную базу и полное техническое обеспечение конкурса. Педагогический институт ТОГУ провел экспертизу конкурсных заданий, а также заочный тур олимпиады. Представители организаций-участников были включены в состав экспертного жюри.
В рамках деятельности кластера меняются подходы и к системе дополнительного профессионального образования педагогов. Приоритетным становится усиление практической направленности курсов повышения квалификации педагогов, что обеспечивают стажировки в базовых школах, центрах трансфера технологий и центрах компетенций краевой инновационной инфраструктуры. В крае реализуется 235 дополнительных образовательных программ для педагогов.
Особое внимание уделяется системе сопровождения молодых специалистов: от допрофессиональной ориентации на педагогические профессии до адаптации и закрепления в отрасли. Ведется разработка новых механизмов трудоустройства выпускников, разрабатываются программы их постдипломного сопровождения на рабочем месте, формируется ассоциация молодых педагогов края.
В ближайшей перспективе актуальным станет решение задач обновления содержания программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В 2015 году на двух стажировочных и шести базовых площадках проведена апробация профстандарта учителя и воспитателя. В 2016 году продолжена работа по апробации профстандарта педагога-психолога и педагога дополнительного образования.
Подготовка студентов в соответствии с профстандартом потребует усиления практической направленности. Для этого организована работа по созданию специализированных баз практик. Будет осуществлена подготовка педагогов-наставников, сопровождающих студентов, внедрены инновационные программы практики, ориентированные на реальные проекты для дальнейшей реализации в образовательных организациях.
Все это позволит подготовить новое поколение будущих педагогов с новыми профессиональными компетенциями, позволит повысить уровень профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечить повышение качества работы, направленное на достижение высоких образовательных результатов учащихся.
Подготовила
Зоя БЕЛОВА.

 (по материалам газеты "Тихоокеанская звезда" от 23.06.2016 №113)