Печать

Молодой учитель, выпускница Хабаровского педагогического колледжа, Альбина Романова будет работать в сельской школе района имени Лазо.

Через неделю Альбина Романова уезжает в поселок Обор района имени Лазо. Этот учебный год станет первым в ее профессиональной жизни. У Альбины 14 учеников, так называемый, класс-комплект - девять первоклассников и пять третьеклассников. А всего в сельской школе 69 ребят.

В середине августа школы и детские сады Хабаровского края ждут 350 молодых специалистов. Из них 42 человека распределяются по Хабаровску, остальные разъедутся по краю. Конечно, не в каждой школе появится долгожданный учитель, но, как говорят в краевом министерстве образования и науки, сейчас острого кадрового дефицита нет. В целом по краю больше других востребованы учителя начальных классов, русского и английского языков.

Почти четверть всех учителей края - это молодые специалисты в возрасте до 35 лет, их более двух тысяч человек. По статистике за последние три года отток квалифицированных специалистов из сферы образования в другие отрасли снизился более чем в два раза. Молодые специалисты при трудоустройстве получают единовременное пособие в размере четырех должностных окладов, а затем на протяжении трех лет - надбавку 35% ставки. Тем, кто работает на селе, выплачивают дополнительно повышающий коэффициент в размере 25% к должностным окладам (ставкам заработной платы). В Хабаровске компенсируется проезд в городском транспорте.

Кроме того в крае действует программа предоставления сберегательного капитала. Под нее как раз попадает Альбина Романова. Если она отработает три года, то получит выплату размером 50 окладов со всеми надбавками и коэффициентами.
Программа распространяется на тех специалистов, которые уехали на работу в отдаленные и труднодоступные районы края.

В среднем получается от 300 до 900 тысяч рублей. - говорит начальник - управления образования администрации Нанайского района Ольга Кудрешова. - К примеру, у нас в районе - около 450 тысяч рублей.

В этом году под программу сберегательного капитала прибыло 35 специалистов в школы десяти районов края. А в целом за все время действия программы в сельских школах начали работать почти 300 квалифицированных специалистов.

Последние три года к нам охотно приезжают учителя, - рассказывает - директор школы поселка Обор Ирина Бредгауэр. - Вот и сейчас было много желающих. Но мы выбрали Альбину: мне показалось, что она заинтересована в самой работе, а не только в материальном вознаграждении. Как показывает мой опыт, если человек едет только «на капитал», спустя три года его будет трудно удержать.

И все-таки больше 40 приезжих специалистов не покинули край после трех лет, а продолжили свою работу.

Если начинать, то лучше всего на селе, - говорит Ольга Кудрешова. - - Здесь учительский коллектив всегда сплоченный, случайных людей нет, поэтому молодому специалисту обязательно помогут. Замечаю, что наши выпускники, отработавшие на селе, приезжают хорошими, грамотными специалистами.
Но едут в село не только молодые специалисты.

Жанна Кирьянова отработала в школах Хабаровска 20 лет. По семейным обстоятельствам два года назад она перебралась в поселок Хор, устроилась учителем истории в школу № 3.

Небольшой поселок сближает людей, - говорит Жанна Борисовна. - В школе - конкуренция, все работают на совесть, участвуют в разных программах - и дистанционно, и очно. Сельская школа - центр культуры, учитель - пример для подражания. И если в городе можно затеряться в толпе, то здесь надо стараться держать марку.Учитель на селе - одна из главных фигур, надо поддерживать авторитет. А Интернет помогает нам не отставать от мировых новостей. Пятилетки, на зарядку становись!

Хабаровский педагогический колледж выпустил в этом году 90 очников и 80 заочников. Это воспитатели, преподаватели начальных классов, коррекционные педагоги, преподаватели дизайна и педагоги допобразования.

Выпускница дошкольного отделения Ольга Медведева работает в детском саду № 62. Она определилась с местом, когда проходила здесь практику.
Рабочий день Ольги начинается в 7 утра, когда родители приводят первых малышей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, гуляние. Это только кажется, что работа воспитателя простая. Ольгины четырех- и пятилетки - шустрые и очень активные, для того, чтобы с ними справиться, нужна хорошая физическая подготовка. А еще талант к воспитанию и любовь к детям.

Мне всегда нравилось возиться с детьми, - говорит Ольга. - В колледже у нас было немало практики, так что опыта я набралась достаточно. Нравится ли мне моя профессия? Да, нравится. С гордостью говорю, что работаю воспитателем в детском саду. Собираюсь продолжать образование, сейчас подала документы в ТОГУ сразу на четыре отделения. Но больше всего хочется быть логопедом. У каждого второго ребенка вижу проблемы с речью, а специалистов-логопедов мало, думаю, что буду нужна и востребована.
Что касается зарплаты, то со всеми надбавками у молодого воспитателя получается больше двадцати тысяч рублей.

Кстати, в крае существуют меры поддержки не только для молодых специалистов, но и для студентов педагогических специальностей, готовых приступить к работе в отдаленных районах. Для них предусмотрен образовательный кредит, в его рамках студенты могут получить высшее педагогическое образование за счет краевого бюджета.
Воспользоваться программой могут и студенты-внебюджетники, которым при заключении договора будет оплачиваться обучение, и студенты-бюджетники, которые смогут получить материальную поддержку в виде дополнительной стипендии, оплаты проживания в общежитии, проезда к месту практики и трудоустройства.
Коллектив имеет значение

В Амурском университете в этом году 268 выпускников, из них нашли работу больше ста человек. Пятьдесят два человека разъехались по всему краю.
Буду работать в школе № 37 Комсомольска-на-Амуре, - говорит выпускница - АмГПУ Дарья Луцай. - Я проходила здесь практику, очень понравился коллектив, а для меня это важно. Конечно, хорошо, что у молодых специалистов есть материальная поддержка. Но важно и то, что это любимая профессия, а не случайная работа.

Марина Литвинова