Smart-технологии — это не только о технике, это и об обучении, об организации жизни сообщества, например, студенческого. В Хабаровском педагогическом колледже даже стенды, рассказывающие об образовательном учреждении, сделаны необычно, есть и информационный интерактивный киоск, который расскажет об этом учебном заведении буквально всё.

            Привет Хабаровску из Серпухова

            Однажды, будучи в большом региональном образовательном пресс-туре, довелось побывать в педагогическом колледже города Серпухова Московской области, считающегося одним из передовых учебных заведений. Директор Александр Лысиков, узнав, что я из Хабаровска, объявил: в этом городе один из лучших колледжей страны, хабаровчанам есть чем гордиться!

            Хабаровский педагогический колледж один из первых участвует в различных программах развития, в том числе достаточно непростых, экспериментальных. Неудивительно, что в Москве на конференциях - докладчиков оттуда уже знают. Здесь интереснейшие лаборатории и педагоги, которых можно давно назвать модным словом «коуч», воспитавшие именитых учителей, которыми гордятся в крае.

            В конце марта, например, в ХПК запустили start up-проект «Театр.НОТ”, позволяющий будущим педагогам получить дополнительное творческое бесплатное образование и дать им возможность работать не только в педагогической, но и культурной сфере, уметь организовывать собственный бизнес.

            - Наши выпускники, как правило, едут работать в сельские школы. Учитель музыки ведь имеет совсем небольшую нагрузку, а возможности подработать там практически нет, - рассказывает Елена Вологжина, директор. - Министерство культуры сейчас развивает программу поддержки сельских домов культуры, там нужны сотрудники, но и нагрузка также невелика, да и где взять столько специалистов? Наш выпускник, который как раз получил дополнительное образование, вполне может эту вакансию занять.

- Мы стараемся постоянно отслеживать ситуацию на рынке труда, проводим мониторинг потребности в кадрах, поэтому для колледжа инновационная педагогическая деятельность ˗ это процесс совершенствования, который касается и нас, педагогов, и наших студентов, - говорит Елена Максимовна. – Обязательно учитываются как запросы общества, так и экономики на те или иные компетенции специалистов. 

В колледже работают пять учебных лабораторий (руководители: И.Г. Кальницкая, М.В. Нешумаев, Ю.П. Чье, С.Н. Шпилевая, Е.Г. Козлова), которые оснащены современным оборудованием и программным обеспечением, они стали площадками для проведения мастер-классов, интегрированных занятий для педагогических работников школ и детских садов края.

- Пример успешной работы - реализация лабораторией "Начальное образование" социально-просветительского проекта "Школа "Русское слово", разработка и внедрение программы внешкольного центра работы с детьми-инофонами "АзБукиВеди", - отмечает замдиректора по научно-методической работе Лариса Соболь. - И, как результат, в копилке колледжа победа во Всероссийском конкурсе "Лучшие практики реализации целенаправленной системной работы образовательных организаций различных уровней по укреплению позиций русского языка" в номинации "Лучшая разработка среди организаций профессионального образования в 2017 году".

- Новшества, конечно, основываются и на опыте. С 2016 года открыта лаборатория "IT-технологии", где акцент сделан на повышение информационно-коммуникационных компетенций педагогического коллектива, - дополняет замдиректора по учебной работе Марина Храменкова. - Итог тоже нас радует: в 2017 году команда преподавателей заняла первое место в краевом дистанционном конкурсе в номинации "Лучшая практика образовательной организации по индивидуализации образовательной деятельности обучаемых на основе применения дистанционных образовательных технологий 2017 года".

- Разумеется, у всего должно быть практическое применение. Созданная в 2016 году на базе Краевого центра образования кафедра "Теория и практика дошкольного и начального образования" (рук. И.Г. Кальницкая), - рассказывает Елена Вологжина. -  Это замечательный обмен опытом, это решение различных реальных педагогических ситуаций, это возможность совместной разработки творческих проектов и решения практических задач. Появилась уникальная база для отработки навыков и совместного участия в чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).

            Дорожная карта — путь к успеху

Именно колледж с 2015 года является инициатором, организатором и оператором масштабного краевого проекта  "Педкластер27".

- Это объединение организаций педагогической и непедагогической сферы в единое образовательное пространство, это постоянное развитие системы непрерывного педагогического образования, и, как результат, обеспечение системы образования края высококвалифицированными специалистами, - вдохновенно рассказывает о своём проекте Гостев Геннадий Михайлович, директор колледжа с 1988 по 2017 годы. – Непрерывное образование для наших выпускников всегда было и остаётся в приоритете, потому что учитель всегда должен развиваться и совершенствоваться, иначе будешь не интересен детям. С вузами в системе непрерывного образования мы работали ещё раньше, сейчас взаимодействие участников проекта организовано в четырёх направлениях: образовательное, организационно-методическое, производственное, информационное. Ежегодно утверждается программа ("дорожная карта") проекта. Узнать дополнительные подробности можно на сайте: www.pedklaster27.ru

- Зачем нужен кластер? - дополняет Геннадий Михайлович. -  Он позволил объединить общие усилия, выделить лучшее и пользоваться этими ресурсами всем. Например, уже видны результаты: в колледж всё чаще приходят мотивированные и подготовленные абитуриенты: конкурс более двух человек на бюджетное место, средний балл аттестата 4,2, на семь процентов увеличилось количество студентов в системе непрерывного педагогического образования, все выпускники трудоустроены по специальности. Проведена большая работа по разработке программ дополнительного образования. На основе профессионального стандарта педагога и стандартов WSR реализуются более двадцати дополнительных программ, охват ими студентов колледжа увеличен вдвое. Все больше привлекается в проект представителей непедагогической сферы, а это взгляд на работу учителя извне.

Признание этой большой работы пришло в прошлом году: опыт признан лучшим в Российской Федерации – колледж стал победителем Всероссийского конкурса средних профессиональных педагогических организаций "Лидер СППО" (г. Нижний Новгород, ноябрь 2017 г.).

- Колледж является краевой инновационной площадкой по различным актуальным проблемам среднего профессионального образования, - отмечает Елена Максимовна. - В 2016-2017 гг. колледж работал по теме "Подготовка квалифицированного специалиста в условиях сетевого взаимодействия  образовательных организаций  педагогического кластера". Мы разработали методические рекомендации, в которых представлен практический опыт создания различных проектов. Одним из продуктов нашей работы явилась программа психологической подготовки "ПроеКТОриЯ" для участников и компатриотов V регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по компетенциям "Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах", "Преподавание музыки в школе" и методическая разработка "Модель повышения престижа педагогической профессии на краевом уровне".

В 2017-2018 гг. колледж вошел в состав трех краевых инновационных комплексов "Разработка и внедрение регионального содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования", "Современные модели профессионального педагогического самоопределения школьников" и "Формирование языковой культуры личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде".

- Мы работаем не только с хабаровскими школьниками, - рассказывает замдиректора по учебно-производственной работе Светлана Ясько. -  Сейчас реализуется социально-педагогический проект "Путь в профессию педагога", в рамках которого создана дополнительная общеразвивающая программа "Введение в педагогическую профессию" для школьников  педагогического класса школы № 9 г. Амурска, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Идея проекта заключается в развитии интереса у педагогически одаренных школьников к преподаванию, мы проводим профессиональные пробы, каникулярные школы, помогаем осознанно выбирать будущую профессию.

Педагоги колледжа и сами постоянно учатся, публикуют статьи в различных журналах, выступают лекторами и проводят мастер-классы на курсах повышения квалификации. Одним из показателей результативности инновационной деятельности  являются победы преподавателей в конкурсном движении, ежегодно более четверти - в числе финалистов.

Разумеется, в колледже всячески поддерживается научная работа, проводятся собственные конференции. Не случайно практически каждый год педагоги успешно защищают свои исследования, шесть кандидатов наук и сегодня работают в колледже.

Развитие: мы вместе

- Инновации ̶ это и совместная исследовательская, и проектная деятельность преподавателей и студентов, - объясняет Геннадий Гостев. -  Мы понимаем, что сейчас необходима качественно иная подготовка учителя, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и исследовательским подходом к решению конкретных образовательных задач. Мы говорим о таком понятии, как продуктивный специалист - это профессионал, способный постоянно обновлять стили профессионального поведения, обладающий чувством перспективы, разрабатывающий различные стратегии и признающий возможность альтернативных способов решения проблемных задач, а значит развивающийся в инновационном пространстве.

- Мы уже даже не обсуждаем умение владеть современной компьютерной и  интерактивной техникой, - говорит директор Елена Вологжина. - Мы говорим об инновациях в образовании как процессе, о непрерывном развитии личности учителя, который готов учиться постоянно, готов работать на результат. И, который, безусловно, счастлив в своей профессии. А тот факт, что за всеми технологиями на первом месте стоит любовь к детям, - это самый главный наш приоритет!

 

Мария ИВАНОВА

 По материалам газеты "Тихоокеанская звезда" от 14.04.2018