"Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло"
Виктор Гюго
В ноябре 2021 года исполняется шесть лет с момента создания и организации деятельности педагогического образовательного кластера в Хабаровском крае. За этим, вроде бы незначительным событием, в почти вековой истории Хабаровского педагогического колледжа стоят значимые инновационные процессы формирования единого образовательного пространства по повышению качества подготовки педагогов в регионе.
Нужно отметить, что на сегодня уже сложилась устойчивая система взаимоотношений всех участников кластерной модели на территории Хабаровска и края. Чем дальше уходит в историю событие создания педагогического образовательного кластера (Педкластер27), тем более ценна информация о том, как он начинался. И особенно это важно для новых участников кластерной модели, поскольку очень ценны первоначальные установки и наработанные ранее взаимоотношения.
Идея объединения усилий образовательных организаций края с целью повышения качества подготовки педагогов не нова – в разные годы усилиями ректоров педагогических вузов г. Хабаровска В.В. Романовым, г. Комсомольска-на-Амуре В.П. Баловым, А.А. Шумейко, Советом директоров педагогических колледжей Дальневосточного региона предпринимались неоднократные попытки создать объединение (ассоциацию) и другие формы профессионального взаимодействия. Процесс реализации на территории края концепции непрерывного образования сформировал как новые научные, так и практико-ориентированные формы сотрудничества в профессиональной сфере. Изменение парадигмы научно-исследовательского и научно-методического сотрудничества, внедрение логики высшей школы в колледже привело к созданию комплексов "колледж-вуз", "лицей-колледж-вуз" и других форм взаимодействия. Наряду с колледжами были созданы учебные заведения новой формации и в общем образовании – образовательные центры, центры развития, комплексы "детский сад – школа". Кардинальные изменения произошли в высшей школе – появились гуманитарные, гуманитарно-педагогические университеты, академии, институты развития образования как центры научно-исследовательской деятельности в области педагогики, психологии и частных методик. Вместе с тем, передача учебных заведений из федерального на краевой уровень подведомственности создала условия для дальнейшей интеграции отраслевых образовательных учреждений. Идея социального партнерства, заложенная в программе развития образования на долгосрочный период, требовала новых организационных подходов формирования взаимодействия учебных заведений всех уровней. Поэтому нужен был новый механизм, новый метод достижения цели повышения качества подготовки педагогов. Таким методом в логике новых тенденций развития экономики и социальной сферы могла стать кластерная модель.
Кластер, от анг. Cluster, объединение однородных элементов, рассматриваемых как самостоятельная единица. Впервые понятие кластера в экономике было использовано в 1990 году американским экономистом М. Портером. Меня, как председателя Совета директоров педагогических колледжей дальневосточного региона, заинтересовала идея формирования кластерной модели в процессе реализации концепции подготовки педагогов в системе непрерывного образования, над которой мы работали почти два десятилетия, начиная с 1993 года. Изучив опыт создания педагогических кластеров в России, а на тот момент это были единичные примеры, находящиеся в большинстве своём на начальной стадии формирования, мы разработали собственную кластерную модель, используя уже накопленный опыт подготовки специалистов в системе "колледж-вуз". В большинстве кластерных моделей более или менее успешно функционирующих в России, а это Красноярский педагогический университет, Новосибирский гуманитарно-педагогический университет, Московский городской педагогический университет, ведущую роль выполняли высшие учебные заведения гуманитарного или педагогического профиля. Реализовать идею создания кластерной модели для педагогических учебных заведений высшего образования Хабаровского края было в тот момент достаточно сложно – Хабаровский гуманитарный педагогический университет находился в стадии реорганизации с Тихоокеанским государственным университетом, а в Комсомольском-на-Амуре гуманитарно-педагогическом университете происходила смена ректора. Я понимал, что и педагогическому колледжу будет непросто реализовать эту идею. В общественном сознании доминировала устоявшая позиция, что только высшие учебные заведения могут заниматься наукой, прерогатива колледжей, техникумов – практико-ориентированная подготовка. Нужно отметить, что к этому времени колледж накопил достаточный и востребованный опыт подготовки собственных научных кадров. За предыдущие годы десять преподавателей колледжа защитили кандидатские диссертации, в которых предметом и объектом исследования были процессы, происходящие не только в колледже, но и системе образования региона. Это был уникальный опыт для системы среднего профессионального образования России, что придало нам уверенности и смелости в реализации своей идеи. Теоретически обосновав необходимость создания педагогического кластера, разработав четырехуровневую систему взаимоотношений образовательных учреждений, мы неоднократно озвучивали идею на рабочих совещаниях разного уровня. Каково же было наше удивление и растерянность, когда вышел приказ министерства образования и науки Хабаровского края о создании кластеров в системе среднего профессионального образования на базе четырнадцати краевых колледжей и техникумов, кроме Хабаровского педагогического колледжа! На вопрос: "Почему?" мне простодушно ответили: "Ой, а мы про вас забыли!". Не могу сказать, что этот анекдотический случай послужил толчком к созданию отдельного педагогического кластера, но пришло понимание того, что нам нужно будет проявить не только инициативу, но и настойчивость, терпение в реализации своей цели. Обсудив эту идею с ректорами вузов, в январе 2015 года мы подготовили и направили на имя министра образования Хабаровского края А.Г. Кузнецовой (в тот период) письмо о необходимости создания новой модели использования интеллектуальных, технологических и материальных ресурсов педагогических образовательных организаций. Концепция предполагала, что кластер станет новым способом взаимодействия образовательных учреждений разного уровня для достижения основной цели – повышение качества подготовки специалистов педагогического профиля. На первоначальном этапе структурная модель предполагала объединение восьми организаций Хабаровска и Комсомольска-на- Амуре, на втором уровне – город Хабаровск и Хабаровский край, на третьем уровне – Хабаровск и Дальневосточный федеральный округ (ДФО), на четвертом уровне – Хабаровск, ДФО и профильные учебные заведения России на условиях договоров о научно-методическом сотрудничестве. Учитывая разные уровни подчиненности, а это не только краевые учреждения, но и университеты (академии) федерального подчинения, нужен был нормативный документ (приказ или распоряжение), который бы создал необходимое правое поле для объединения ресурсов. Мы понимали, что вопрос согласования – длительный процесс, но не предполагали, что это будет трудно преодолимый процесс. Согласовать документ должны были девять (!) заместителей министра и начальников управлений и восемь руководителей образовательных организаций. Прошёл почти год … Опуская подробности "долгого пути по кабинетам" и неоднократные обращения о судьбе проекта, благодаря настойчивости управленцев-единомышленников, нам всё же разрешили самостоятельно согласовать распоряжение, и уже в течении двух недель мы обратились к министру с просьбой поддержать инициативу. Однако, казалось бы, уже решённое дело внезапно получило неприятие – министру не понравилось, что инициатива создания педагогического кластера принадлежит колледжу, а не представителям высшей школы или министерству, не устраивала структурная модель, которую мы предложили. Посыпались вопросы "почему не включили другие образовательные организации, в том числе и технические", "почему нет отделов образования муниципальных районов края" и т.д. Благодаря А.М. Королю, умному и дальновидному руководителю, заместителю министра (в тот период), мы отстояли своё детище, хотя проект распоряжения предстояло заново согласовать. Мне было тогда 67 лет, и вновь ходить по кабинетам и объяснять, что такое педагогический кластер было просто морально тяжело. К примеру, как можно было ответить на вопрос заместителя министра по финансово-экономическим вопросам (на тот период) В.В. Миллер при повторном согласовании: "А это вам зачем нужно, вы же уже на пенсии?!" Некоторым чиновникам никогда не понять, что наше поколение так воспитано: мы не просто работаем – мы живём своим делом, мы не только сами проявляем инициативу – мы несём ответственность за результаты своего труда! Как бы сложно не было, но при активной поддержке ректора Тихоокеанского государственного университета С.Н. Иванченко, заместителя начальника управления профессионального образования (в тот период) Е.М. Вологжиной, генерального директора Краевого центра образования Э.В. Шамоновой, начальника отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров (на тот период) Е.М. Матаржук, заместителей директора колледжа Л.П. Соболь Л.П и С.В. Ясько все повторные согласования были получены и наконец появилось долгожданное распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 20 ноября 2015 г. № 2452 "О создании педагогического образовательного кластера".
В преддверии юбилея колледжа радует то, что идея не умерла, а наполнилась живыми, интересными делами, нашла поддержку и понимание на всех уровнях единого образовательного пространства не только Хабаровска и края, но и всего дальневосточного региона, и уже сейчас становится сетевым инновационным центром в работе профессиональных учреждений России.
Продолжение следует …
Гостев Г.М. Заслуженный учитель Российской Федерации,
к.п.н., директор колледжа с 1988 по 2017 год,
председатель совета директоров педагогических
колледжей дальневосточного региона с 1989 по 2013 годы